14.02.2023 Умер Евгений Владимирович Щепетнов.
Ушёл всеми любимый писатель и человек.
Он создал множество интересных, увлекательных и захватывающих миров.
Его творчество, его книги навсегда останутся в нашей памяти.
Как и сам Евгений Владимирович.
Его оптимизм, юмор, целеустремленность, открытость.
Царствие небесное вам, Евгений Владимирович.
Спасибо вам за ваше творчество.
Желаем вам переродиться в ваших мирах.

Про паруса и мачты

Что и как называется

Советы специалистов, профессионалов или любителей по самым разным вопросам

Модератор: Модераторы

Аватара пользователя
SergDiGriz
Бывалый
Posts in topic: 22
Сообщения: 999
Зарегистрирован: 13 сен 2019, 12:11
Пол: Муж.
Откуда: Воронеж

Про паруса и мачты

Непрочитанное сообщение SergDiGriz » 28 ноя 2019, 01:04

Изображение
Если ничего не получается, прочтите, наконец, инструкцию...

Аватара пользователя
SergDiGriz
Бывалый
Posts in topic: 22
Сообщения: 999
Зарегистрирован: 13 сен 2019, 12:11
Пол: Муж.
Откуда: Воронеж

Про паруса и мачты

Непрочитанное сообщение SergDiGriz » 28 ноя 2019, 01:04

Рангоут парусного корабля

1 - фок-мачта
2 - фор-стеньга
3 - фор-брам-стеньга
4 - фор-бом-брам-стеньга
5 - фор-трюм-стеньга
6 - флагшток
7 - грот-мачта
8 - грот-стеньга
9 - грот-брам-стеньга
10 - грот-бом-брам-стеньга
11 - грот-трюм-стеньга
12 - флагшток
13 - бизань-мачта
14 - крюйс-стеньга
15 - крюйс-брам-стеньга
16 - крюйс-бом-брам-стеньга
17 - крюйс-трюм-стеньга
18 - флагшток
19 - бушприт
20 - утлегарь
21 - бом-утлегарь
22 - мартин-гик
23 - фока-рей
24 - нижний фор-марса-рей
25 - верхний фор-марса-рей
26 - нижний фор-брам-рей
27 - верхний фор-брам-рей
28 - фор-бом-брам-рей
29 - фор-трюм-рей
30 - грота-рей
31 - нижний грот-марса-рей
32 - верхний грот-марса-рей
33 - нижний грот-брам-рей
34 - верхний грот-брам-рей
35 - грот-бом-брам-рей
36 - грот-трюм-рей
37 - бегин-рей
38 - нижний крюйс-марса-рей
39 - верхний крюйс-марса-рей
40 - нижний крюйс-брам-рей
41 - верхний крюйс-брам-рей
42 - крюйс-бом-брам-рей
43 - крюйс-трюм-рей
44 - площадка салингов
45 - фор-гафель
46 - грот-гафель
47 - бизань-гафель
48 - бизань-гик
49 - верхний бизань-гафель

Стоячий такелаж парусного корабля

50 - фок-ванты
51 - фор-стень-ванты
52 - фор-брам-ванты
53 - грот-ванты
54 - грот-стень-ванты
55 - грот-брам-ванты
56 - крюйс-ванты
57 - крюйс-стень-ванты
58 - крюйс-брам-ванты
59 - фор-стень-фордуны
60 - фор-брам-бакштаги
61 - фор-бом-брам-бакштаги
62 - фор-трюм-бакштаги
63 - грот-стень-бакштаги
64 - грот-брам-бакштаги
65 - грот-бом-брам-бакштаги
66 - грот-трюм-бакштаги
67 - крюйс-стень-бакштаги
68 - крюйс-брам-бакштаги
69 - крюйс-бом-брам-бакштаги
70 - крюйс-трюм-бакштаги
71 - фока-штаги
72 - фор-стень-штаги
73 - кливер-леер
74 - фор-брам-штаг
75 - бом-кливер-леер
76 - фор-бом-брам-штаг
77 - фор-трюм-штаг
78 - бом-утлегарь-штаг
79 - мартин-штаг
80 - мартин-бакштаг
81 - ватер-штаги
82 - грот-штаги
83 - грот-стень-штаги
84 - грот-брам-штаги
85 - грот-бом-брам-штаги
86 - грот-трюм-штаги
87 - бизань-штаги
88 - крюйс-стень-штаги
89 - крюйс-брам-штаги
90 - крюйс-бом-брам-штаг
91 - крюйс-трюм-штаг
110 - 124 - перты

Бегучий такелаж парусного корабля

92 - фока-топенанты
93 - фор-марса-топенанты
94 - фор-брам-топенанты
95 - фор-бом-брам-топенанты
96 - фор-трюм-топенанты
97 - грот-топенанты
98 - грот-марса-топенанты
99 - грот-брам-топенанты
100 - грот-бом-топенанты
101 - грот-трюм-топенанты
102 - бегин-топенанты
103 - крюйс-марса-топенанты
104 - крюйс-брам-топенанты
105 - крюйс-бом-брам-топенанты
106 - крюйс-трюм-топенанты
107 - фор-трисель-эренс-бакштаги
108 - грот-трисель-эренс-бакштаги
109 - бизань-эренс-бакштаги
125 - фока-брасы
126 - нижние фор-марса-брасы
127 - верхние фор-марса-брасы
128 - нижние и верхние фор-брам-брасы
129 - фор-бом-брасы
130 - фор-трюм-брасы
131 - грота-брасы
132 - нижние грот-марса-брасы
133 - верхние грот-марса-брасы
134 - нижние грот-брам-брасы
135 - верхние грот-брам-брасы
136 - грот-брам-брасы
137 - грот-трюм-брасы
Если ничего не получается, прочтите, наконец, инструкцию...

Аватара пользователя
SergDiGriz
Бывалый
Posts in topic: 22
Сообщения: 999
Зарегистрирован: 13 сен 2019, 12:11
Пол: Муж.
Откуда: Воронеж

Про паруса и мачты

Непрочитанное сообщение SergDiGriz » 28 ноя 2019, 01:12

Прямые паруса имеют четырехугольную - прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к рею. Нижняя сторона, обычно несколько изогнута к верху, с помощью шкотов и галсов прикрепляется к нижележащему рею или палубе корабля. Прямые паруса легко крепить и ставить, несложно делить на меньшие. Они широко распространены, но лавировать судну с ними крайне неудобно, так как наименьший (эффективный) угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью носовой части судна равен примерно 67 градусов. Суда с такими парусами - пятимачтовое судно «Royal Clipper», четырехмачтовый барк «Крузенштерн». В зависимости от рея, к которому прикреплен парус, различают: фок, фор-марсели (нижний и верхний), фор-брамсели (нижний и верхний), грот-брамсели (нижний и верхний) и грот-бом-брамсель; бизань, крюйсели (нижний и верхний), крюйс-брамсели (нижний и верхний) и крюйс-бом-брамсель.
Изображение
1 - фор-стеньга-стаксель;
2 - средний кливер;
3 - кливер;
4 - бом-кливер;
5 - фок;
6 - нижний фор-марсель;
7 - верхний фор-марсель;
8 - нижний фор - брамсель;
9 - верхний фор-брамсель;
10 - фор-бом-брамсель;
11 - фор-трюмсель;
12 - грот;
13 - нижний грот-брамсель;
14 - верхний грот-марсель;
15 - нижний грот-брамсель;
16 - верхний грот-брамсель;
17 - грот-бом-брамсель;
18 - грот-трюмсель;
19 - грот-мунсель (небольшой парус, который применялся на больших парусных судах);
20 - бизань;
21 - нижний крюйсель;
22 - верхний крюйсель;
23 - нижний крюйс-брамсель;
24 - верхний крюйс-брамсель;
25 - крюйс-бом-брамсель;
26 - крюйс-трюмсель;
27 - контр-бизань;
28 - фор-ундер-лисель;
29 - фор-марса-лисель;
30 - фор-брам-лисель;
31 - фор-бом-брам-лисель
Последний раз редактировалось SergDiGriz 28 ноя 2019, 01:16, всего редактировалось 1 раз.
Если ничего не получается, прочтите, наконец, инструкцию...

Аватара пользователя
SergDiGriz
Бывалый
Posts in topic: 22
Сообщения: 999
Зарегистрирован: 13 сен 2019, 12:11
Пол: Муж.
Откуда: Воронеж

Про паруса и мачты

Непрочитанное сообщение SergDiGriz » 28 ноя 2019, 01:16

Прямые паруса раньше устанавливали и на блинда-стеньге (бом-блинда-бовен), а также на блинда- и бом-блинда-реях (блинд под бушпритом и бом-блинд под утлегарем). Особенностью их были сделанные два или три отверстия для стока воды, попадавшей на парус. Фок, грот и бизань называют нижними, или штормовыми парусами, остальные же - марсели, брамсели и бом-брамсели - верхними.
Изображение
I - обычный с одним марселем:
1- грот;
2 - марсель;
3 - брамсель;
4 - верхний брамсель;
II - с нижним и верхним марселями:
1 - грот;
2 - нижний марсель;
3 - верхний марсель;
4 - нижний марсель;
5 - верхний брамсель;
6 - бом-брамсель.
Если ничего не получается, прочтите, наконец, инструкцию...

Аватара пользователя
SergDiGriz
Бывалый
Posts in topic: 22
Сообщения: 999
Зарегистрирован: 13 сен 2019, 12:11
Пол: Муж.
Откуда: Воронеж

Про паруса и мачты

Непрочитанное сообщение SergDiGriz » 28 ноя 2019, 01:18

Латинские паруса это паруса треугольной формы, привязывают к рею длинной стороной; в диаметральной плоскости судна, по направлению к корме, их растягивают при помощи шкота. Латинские паруса относятся к косым. Они позволяют судну идти под углом 20 градусов относительно курса судна и направления ветра. Латинские паруса называют в зависимости от принадлежности к той или иной мачте, а именно: латинские фок, грот и бизань. Наибольший парус, применявшийся на галерах, назывался «bastardo», средний - «borda», самый меньший «marabotto». Каждый из парусов ставили в зависимости от силы ветра. При непогоде на «фортуна-рее» поднимали прямой - штормовой парус. До конца XVIII века на судах с прямыми парусами бизань-мачта несла латинскую бизань. Уже с середины XVIII века начали применять бизани двух форм: традиционной треугольной (так называемая бизань французского типа) и трапециевидной, закрепленной своей верхней стороной на рее, а передней, вертикальной, - на мачте (бизань английского типа). Бизань этой формы была похожа на гафельный парус - трисель.
Изображение
Если ничего не получается, прочтите, наконец, инструкцию...

Аватара пользователя
SergDiGriz
Бывалый
Posts in topic: 22
Сообщения: 999
Зарегистрирован: 13 сен 2019, 12:11
Пол: Муж.
Откуда: Воронеж

Про паруса и мачты

Непрочитанное сообщение SergDiGriz » 28 ноя 2019, 01:24

Изображение
Гафельные паруса имеют трапециевидную форму и разделяются на собственно гафельные паруса (трисели), галф-топсели, люгерные или рейковые и шпринтовые. Трисель имеет форму неправильной трапеции, который своим верхним краем прикреплен к гафелю бизани, нижним краем к бизань-гику и вертикальной стороной к мачте или трисель-мачте. Галф-топсель - треугольный парус, который своей нижней стороной крепится к гафелю бизани, а вертикальной стороной - к стеньге. Трисели ставят на бизань-мачтах судов с прямыми парусами и на всех мачтах гафельной шхуны. На тендерах трисель и галф-топсель в настоящее время заменен одним треугольным парусом, вертикальная сторона которого ходит вдоль мачты по специальному пазу или погону, а нижняя крепится к гику. В Великобритании его назвали бермудским.
Если ничего не получается, прочтите, наконец, инструкцию...

Аватара пользователя
SergDiGriz
Бывалый
Posts in topic: 22
Сообщения: 999
Зарегистрирован: 13 сен 2019, 12:11
Пол: Муж.
Откуда: Воронеж

Про паруса и мачты

Непрочитанное сообщение SergDiGriz » 28 ноя 2019, 01:26

Люгерные или рейковые паруса представляют собой разновидность гафельных: верхняя сторона их крепится к маленькому рейку, фал которого закреплен на треть длины рейка, считая от переднего нока. Их так и называют «третьяки». Передний нижний угол паруса натягивают по направлению к носу, а задний - по направлению к корме. Есть и «четвертак». Так называют люгерный парус, передний нижний угол которого крепится вблизи мачты, а фал - на одной четверти длины рейка, считая от переднего нока. Шпринтовые паруса - это четырехугольные паруса с острым задним ноковым углом, который растягивается диагонально поставленным штоком - шпринтовом. Нижний конец шпринтова упирается в стропку на мачте, а верхний - в задний ноковый угол паруса. Раньше гафельные паруса делились на гафельные паруса с гафелем и гиком (бригантина); гафельные паруса без гика; шпринтовые паруса, аналогичные вышеприведенным, называвшиеся «livarda» - по названию шпринтова; люгерные паруса, идентичные «третьякам», и билландеры, также похожи на «третьяки». Билландер был главным парусом судов, которые англичане и голландцы использовали в качестве торговых. Это были двухмачтовые суда с парусом очень длинной трапециевидной формы, который висел на небольшом рее. К косым парусам относятся треугольные паруса: гуари и большие сферические спинакеры, устанавливаемые на носу при помощи выстрела - спинакер-гика - и используемые при попутном ветре. Этот парус считается дополнительным.
Изображение
Если ничего не получается, прочтите, наконец, инструкцию...

Аватара пользователя
SergDiGriz
Бывалый
Posts in topic: 22
Сообщения: 999
Зарегистрирован: 13 сен 2019, 12:11
Пол: Муж.
Откуда: Воронеж

Про паруса и мачты

Непрочитанное сообщение SergDiGriz » 28 ноя 2019, 01:27

Стаксели. Эти треугольные паруса ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (нем. stag - штаг, segel - парус). Стаксели, находящиеся между фок- и грот-мачтами, разделяют на следующие: грота-стаксель (применяется крайне редко), грот-стень-стаксель (называют «угольным», так дым от камбузной трубы загрязнял его), грот-брам-стаксель и грот-бом-брам-стаксель. Между грот- и бизань-мачтами ставили апсель, или «бизань стаксель»; крюйс-стень-стаксель; крюйс-брам-стаксель и крюйс-бом-брам-стаксель (рис. 5). Раньше различали следующие стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, «второй» или «малый» грот-стень-стаксель (мидель-стаксель); грот-брам-стаксель, крюйс-стаксель или «крюйс-кливер»; крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стаксель и «второй» крюйс-брам-стаксель (использовали редко).
Изображение
Если ничего не получается, прочтите, наконец, инструкцию...

Аватара пользователя
SergDiGriz
Бывалый
Posts in topic: 22
Сообщения: 999
Зарегистрирован: 13 сен 2019, 12:11
Пол: Муж.
Откуда: Воронеж

Про паруса и мачты

Непрочитанное сообщение SergDiGriz » 28 ноя 2019, 01:33

Кливера. Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII веке.
Современные парусные суда, которые имеют длинный утлегарь, могут нести следующие кливера: на фока-штаге - штормовой фор-стеньги-стаксель или фор-стаксель (поднимаются во время шторма; в XVIII веке в этих случаях ставился двойной парус или «штормовой кливер»); на фор-стень-штаге - фор-стеньги-стаксель; на леерах - средний кливер, кливер или бом-кливер. Иногда применяют еще и шестой кливер, который ходит по фор-бом-брам-штагу. При небольшом утлегаре парусные суда несли четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, средний кливер и бом-кливер. На тендерах и яхтах ставят особый кливер, нижний край которого имеет значительную длину. Такой кливер называют «Генуя» (генуэзский стаксель). Военные суда, как правило имели четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, или «малый кливер»; средний кливер, кливер, или «второй кливер», или «фальш-кливер»; бом-кливер, или «третий кливер».
Изображение
1.фока-стаксель
2.фор-стень-стаксель
3.кливер
4.мидель-кливер
5.бом-кливер
6.летучий кливер
Если ничего не получается, прочтите, наконец, инструкцию...

Аватара пользователя
SergDiGriz
Бывалый
Posts in topic: 22
Сообщения: 999
Зарегистрирован: 13 сен 2019, 12:11
Пол: Муж.
Откуда: Воронеж

Про паруса и мачты

Непрочитанное сообщение SergDiGriz » 28 ноя 2019, 01:36

Паруса, которые добавляют к основным прямым парусам судна, чтобы увеличить скорость при слабом ветре, называют добавочными. К ним относятся: трапециевидные лисели и брам-лисели, которые ставят по бокам марселей и брамселей, треугольные или четырехугольные ундер-лисели, которые ставят по бокам фока и грота (рис. 7).
Изображение

Ранее добавочными называли и парусину, которую крепили к прямым парусам с боков, а иногда и снизу. Это - лисели или бонеты. Различали: фока- и грота-бонеты (ундер-лисели), фор- и грот-марса-бонеты, фор- и грот-брам-бонеты. Иногда бонеты или лисели ставили и у бизани и крюйселя. В течение XIV-XVI веков бонеты крепили снизу непосредственно к нижним парусам, в том числе и к латинской бизани. С введением рифов они вышли из обихода (рис. 6).
Изображение
Если ничего не получается, прочтите, наконец, инструкцию...

Ответить

Вернуться в «В помощь авторам»