


Сложные вопросы.
Модератор: Модераторы
Дед писал(а):Ты опять всё в одну кучу свалил. Из-за религиозных и политических гонений, иврит и идиш как таковые языками толком и не считались, потому и были использованы. Курс криминологии нам читали интересно.![]()
![]()
![]()
Слово идиш для обозначения отдельного языка стало систематически использоваться только в XIX веке, хотя употреблялось в качестве одного из самоназваний начиная с XVII века. Сохранились также более ранние документы XV—XVI веков, в которых германская речь евреев обозначается этим словом, но их трактовка спорна[6]. Прежде евреи называли свой язык лошн ашкенез (לשון אשכנז, «язык Германии») или тайч (טייטש, исходно: «немецкий»), не отделяя его, таким образом, от языка немцев-христиан[6].
В XIX веке под влиянием еврейского просвещения распространилось изначально пейоративное обозначение идиша как еврейского жаргона; пишущие на нём литераторы именовались жаргонными писателями. В 1868—1869 годах Шие-Мордхе Лифшиц издаёт «русско-новоеврейский словарь». Обратный словарь того же автора, изданный в 1876 году, именуется уже просто «еврейско-русским». Людвиг Заменгоф в 1879 году составил очерк «новоеврейской» грамматики на русском языке.
Ко времени Октябрьской революции в России 1917 года идиш уже воспринимался как самостоятельный язык и был признан в качестве языка общего образования и делопроизводства в советских республиках: УССР, и как один из четырёх официальных языков БССР, наравне с белорусским, русским и польским. В СССР, когда использовалось словосочетание «еврейский язык», то имелся в виду именно идиш, а не иврит (который в советской литературе называли «древнееврейским»).
Kurok писал(а):адвокатов и банкиров сажают не часто
Kurok писал(а):Нет, если мне покажут статистику по зэкам 18-19 веков, где будет чётко видно, что основная масса - евреи или одесситы...
Дед писал(а):Сам же приводишь даты, конец 19, начало 20 веков. а началось всё гораздо раньше.![]()
Kurok писал(а):
адвокатов и банкиров сажают не часто
Ты таки не поверишь, но среди еврейского населения Одессы банкиров и адвокатов было не так много. В основном это были и ремесленники, и торговцы и даже биндюжники, не считая рыбаков.Но снова жаргона была придумана именно контрабандистами
![]()
![]()
![]()
Acela писал(а):Kurok писал(а):Нет, если мне покажут статистику по зэкам 18-19 веков, где будет чётко видно, что основная масса - евреи или одесситы...
Видите ли, Андрей, как я понимаю, эта тема создана для обсуждения интересных вопросов, а не для убеждения отдельно взятого литератора в том, что ему не интересно.Дед писал(а):Сам же приводишь даты, конец 19, начало 20 веков. а началось всё гораздо раньше.![]()
Kurok писал(а):
адвокатов и банкиров сажают не часто
Ты таки не поверишь, но среди еврейского населения Одессы банкиров и адвокатов было не так много. В основном это были и ремесленники, и торговцы и даже биндюжники, не считая рыбаков.Но снова жаргона была придумана именно контрабандистами
![]()
![]()
![]()
Не уверен, что именно контрабандистов, но и оспаривать это не берусь. Одно несомненно - Одесса-мама тут точно ни при чём. В противном случае вся уголовная братия "ботала" бы на одесском диалекте. Таки я прав или где?
Дед писал(а):Если мне мой склероз с моей же паранойей не изменяет, современная феня пошла от одесских контрабандистов. Изначально, приблизительно 18-19 вв. преступный мир пользовался вариантом Эзопова языка. У Пушкина, в "капитанской дочке" ярко звучит. Но полиция его очень быстро начала понимать, в итоге, бандиты начали использовать слова из других языков но со своим подтекстом. Иврит, идиш, греческий, стали основой.![]()
![]()
Дед писал(а):Сам же приводишь даты, конец 19, начало 20 веков. а началось всё гораздо раньше.
Kurok писал(а):адвокатов и банкиров сажают не часто
Ты таки не поверишь, но среди еврейского населения Одессы банкиров и адвокатов было не так много. В основном это были и ремесленники, и торговцы и даже биндюжники, не считая рыбаков.Но снова жаргона была придумана именно контрабандистами
![]()
![]()
![]()
pollitra писал(а):Дед писал(а): Но снова жаргона была придумана именно контрабандистами
Немного не так, это было просто неправильное произношение известных слов
Так само когда вспоминают бабу ягу, уже не помнят что одноногий бабай-ага достаточно известная личнось, и именно им детей и пугали, особенно маленьких девочек
Баба Яга как богиня
М. Забылин пишет:
Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали и услаждается при этом, пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества, или символы житейских потребностей. Таким образом баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт, всегда, где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. … Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках, и её миф сливается с мифом ведьм[7].
Существует также версия, что под Бабой Ягой скрывается богиня Макошь[8]. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа (см. демонология, народная демонология), к которым принадлежит и Баба-Яга.
По другой версии образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-Яга, — результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках.
Сибирская версия происхождения Бабы Яги
Существует и иная трактовка[9]. Согласно ей, Баба-Яга — персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Джильса Флетчера (1588) «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях»:
Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня[10]
Иван Билибин, «Баба Яга», 1900 г.
Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб., 1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу… Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка — такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В. И. Даля).
pollitra писал(а):А с чего вдруг одесский жаргон стал тюремно-лагерным?
До того как появились лагеря на нем уже лет сто разговаривали
pollitra писал(а):А с чего вдруг одесский жаргон стал тюремно-лагерным?
До того как появились лагеря на нем уже лет сто разговаривали