Непрочитанное сообщение
stalker.777.fun » 27 фев 2015, 21:16
Сажу честно: Рецензии никогда не писал! Это первый опыт. Не бейте сильно! Отзыв одно - рецензия другое! За отзыв поругали. Но что получилось то и получите!
[align=center]Неизведанное во льдах.[/align]
Человек всегда стремится к чему-то новому. В каждом сидит маленький первооткрыватель. В наш информационный век, может показаться, что он уже не нужен, достаточно набрать запрос и получаешь ответ. Включаешь телевизор и, не выходя из дому, оказываешься в любой точке земного шара, главное правильно подобрать канал. Многим этого хватает. Но не всем! В любые времена есть люди, которые хотят «своими рукам пощупать» что-то новое, то чего никто никогда не видел. Слушая таких людей, читая их рассказы, невольно становишься соучастником тех событий, о которых идет речь. И только тогда понимаешь, что не прав был Задорнов, который сказал: «В нас умер дух авантюризма». Он не может погибнуть, пока жив человек, и это в очередной раз доказал новый, неизданный, фантастический роман Эльхана Аскерова «Призрак гренделя».
Действие романа разворачиваются на ледяных просторах Антарктиды, материка малоисследованного, труднодоступного и таящего в себе много загадок. Любые события, происходящие там, интригующие и манящие. Вспомните какой-нибудь фильм или книгу, где описываются приключения в глубине океана, под землей, в космосе. О таких местах, где человек жить не приспособлен, читать и смотреть особенно интересно. Что-то же там еще новое осталось…. Вот это «что-то» глазами отставного офицера ВДВ России Руслана и куратора ВМФ США Моргана Смита мы и увидим.
С первых строк чувствуется рука мастера. Описание событий предшествующих основному сюжету в меру лаконичны, но создают цельную картину, легко понимаемую читателю. Офицер-отставник вынужден искать работу. Экспедиция в Антарктиду даёт ему шанс найти себя. Характер персонажей ярко выражен, подоплека не вызывает отторжения. Только легкую грусть: «Начмед госпиталя, седой полковник медицинской службы, заикаясь и пряча глаза, выдал ему все необходимые документы и, пожав на прощание руку, тихо сказал:
-Прости сынок. Сам понимаешь, это не моя прихоть». - Да, так наше и не только наше государство относится к своим инвалидам и ветеранам! Сколько таких неприкаянных душ остаётся не удел не счесть…
Один из главных героев перед нами. Ненужный, но несломленный, покалеченный, но сильный, уже не солдат, но воин. Офицер до мозга костей, элита элит.
Противоположность ему – Морган Смит. Хитрый, изворотливый, умный, можно сказать шаблонный и понятный вояка, куратор научных проектов ВМФ США. Но все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. В процессе чтения вы откроете его совсем с другой стороны. Волевой и ответственный командир, которому не чуждо сострадание и самопожертвование.
Все события романа вы увидите глазами этих двух людей. Многие авторы используют прием «двух и более сюжетных линий». Это помогает читателю взглянуть на события с «другой» стороны. Понять мотивацию поступков и мысли второстепенных героев. Эльхану Аскерову это удалось. Две линии повествования тесно и гармонично взаимодействуют друг с другом. Не побоюсь этого выражения: «Идут рука об руку». Но вернемся к сюжету.
В его основу ложится конфликт двух держав, на мой взгляд, главная составляющая произведения. Противостояние двух культур, двух миров не прекращалось ни на минуту. Многие в своей наивности считают, что с развалом СССР холодная война прекратилась, но это не так. Она приобрела другую форму. Автор явно на это указывает: «Проклятые русские снова каким-то непостижимым образом сумели обойти их, умудрившись найти озеро в толще ледяной шапки. И теперь, все достижения, которые они смогут обнаружить при помощи этого озера, снова достанутся им. Даже если отбросить возможность наличия под озером углеводородов, сам факт того, что русские снова сумели совершить прорыв в науке, выводил Моргана из себя. Их снова обошли. И кто? Какие-то русские, которые только-только сумели выбраться из той экономической задницы, в которую их так старательно запихивал госдепартамент». Да и Россия как оказывается, не отстает, в научном коллективе треть персонала оказывается «подсадными казачками», да еще из двух разных «контор». Что в целом, спасает большинство жизней. У готовых воевать силовиков в этот раз нашелся противник, которого никто не ждал. В толще ледника обнаружились тоннели, в которых тысячи лет обитают реликтовые животные. Они приспособились долгое время проводить в анабиозе и этим представляют огромный интерес для науки. Попытка исследования привела к пробуждению колонии древних хищников, в глазах которых человек просто еда. Выбора нет – надо спасаться. Но у кое-кого приказ и выполнять его тоже надо! Все просто и понятно! Чем и притягивает к себе. Нет долгих рассуждений и глупых вопросов: зачем и почему? Дайте автомат и цель, а мы себя покажем. Своих спасем, ворогу нос утрем. Все это понятно, но возникает вопрос: а где человечность? Именно эта черта всегда отличала, и надеюсь, будет отличать русского солдата от военнослужащих других государств.
К сожалению, вынужден констатировать, что главному герою, лично я не сопереживал. Мне показалось, что его жизнь диктовалась автором и сюжетом, а не обстоятельствами. Вот так и никак иначе поступил бы русский офицер. Особенно это прослеживается в момент «вскрытия» ячеек-наблюдателей. Характер действий главного героя меняется кардинально: «В этот момент, он вдруг ощутил на плечах давно забытые погоны». Понятно, что для военных это рефлекс, появился старший по званию – включается подчиненный. Но представленному ранее психологическому портрету Руслана, это не соответствует, как и окружающей обстановки. Главный герой отодвигается на задний план, оставаясь в центре внимания. Он начинает выполнять, привычную, грязную работу, в которой нет места гуманизму и состраданию. На войне, как на войне.
Морган Смит в такой же ситуации думает только о том, как спасти своих подопечных, и не о чем более, что не характерно для нашего восприятия. У нас сложилось мнение, что американцы готовы пожертвовать тысячами жизней ради своей страны. Автор даже приводит доказательства в пользу этого: эксперименты над собственным населением, особенно детьми.
Такое противоречие выглядит, по крайней мере, странно. Смит рассуждает: «система западных ценностей, не более, чем мыльный пузырь, усиленно надуваемый власть предержащими. Их не устраивает тот факт, что люди способны и сами позаботиться о своей безопасности, либералы и околовсяческие право и левозащитники делают всё, чтобы защитить не обывателей от преступников, а преступников, от тех, кто желает защитить свои семьи».
Так, что же хочет донести до нас Эльхан Аскеров? Мы стали хуже них? Или они стали лучше нас? Вопрос остается открытым…
Поэтому не стоит воспринимать «Призрак гренделя» только как фантастический боевик. В нем содержится глубокий и нравственный вопрос: А нужен ли нам, обычным людям «этот конфликт»? Автор предоставляет сделать выбор нам самим.
На фоне хорошо описанных боевых столкновений и грамотно составленных диалогов проявляются характеры других участников событий. И прописаны они очень естественно. Нет «декораций», как это стало модно у молодых и неопытных авторов: все в угоду сюжету и динамике. Второстепенных героев ощущаешь буквально рядом, чувствуешь их дыхание за свое спиной и начинаешь сопереживать им. Их поведение настолько живое, что невольно начинаешь задумываться: «А как бы ты повел себя в такой ситуации?», «смог бы поступить так же?» Особенно ярко проявили себя руководители обеих экспедиций. Вот кто доказывает своими поистине героическими поступками, что в человеке не исчез авантюрист. В повествовании они играют немаловажную роль, дополняя целостность картины и замысла автора.
Динамика произведения настолько легка, что не оставляет времени задуматься над техническими вопросами хотя их не мешало бы проработать. Что стоит бой на поверхности ледника. При температуре минус пятьдесят градусов нужно быть одетым в спецодежду, а бегать, отскакивать, стрелять в ней так просто! Нужны толстые перчатки, что бы не отморозить пальцы, а в них на курок не так просто нажать. Нужны специальные очки – так как снежная поверхность слепит, а о них ни слова! Смена дня и ночи. Таких мелочей в целом много, но на целостность сюжета они ни сколько не влияют. При такой скорости изменения ситуации времени обращать на них внимания просто не остаётся. Отмечу несомненный плюс работы автора. Давайте уберем гренделей! И что у нас получается? Пропал роман? Нет! Ни в коем случае! И без них получается вполне неплохой шпионский боевик с интересным антуражем.
Подведем итоги. Интересно, увлекательно и логично. Есть нестыковки в достоверности, которые сглаживает живой язык и динамичность. Провисаний в линиях сюжета нет, поэтому картина получается цельной и яркой. Место действия и необычный враг усиливает впечатление. В целом замысел удался. Книга получилась вполне в духе нашей эпохи. Эпохи, когда, казалось бы, открывать уже нечего, а так хочется. Вот именно это и предоставил нам Эльхан Аскеров. Позволил окунуться в захватывающее приключение и разбудил нашего авантюриста-первооткрывателя. За что ему огромное спасибо.
Легкость слога - Великий Дар.